Старая Сызрань
gldddddddd ddddddd gldddddddd gldddddddd gldddddddd
   

Сызранский Сретенский монастырь.

Сызрань. Закрымза пожар 1906 г.

Вид на Сызранский Сретенский женский монастырь на Большой улице и Рождественская церковь.

Этот женский монастырь Симбирской епархии Русской православной церкви, существовал в городе Сызрань Симбирской губернии (ныне Самарская область) во второй половине XIX - первой четверти XX веков. Сызранская купчиха Татьяна Степановна Извощикова, овдовев и будучи бездетной, решила своё состояние обратить на создание в Сызрани женской обители. В 1856 году она приобрела и пожертвовала участок земли в 7800 квадратных сажен для устройства на нём женской общины. Участок находился в северо-восточной части Сызрани, в районе, примерно ограниченным современными улицами Советской, Володарского, Карла Маркса и переулком Некрасовским. На нём располагался фруктовый сад. Она заключила договор на приобретение различных строительных материалов для строительства, началось строительство дома для начальницы общины, келий для сестёр и деревянной однопрестольной церкви. Однако будучи уже пожилой (65 лет) и слабой здоровьем, Извощикова не могла активно заниматься обустройством обители, даже несмотря на содействие наместника Сызранского Вознесенского мужского монастыря архимандрита Августина. Для создания обители был нужен энергичный человек, и им стала монахиня Пензенского Троицкого монастыря Мария. Иеромонах Сызранского монастыря Аполлинарий так писал о ней: Она сумела внушить и к себе, и к монастырю расположение в благотворительных людях из разных мест и сословий. Своею примерной жизнью она обратила на обитель внимание августейшего дома. Государь император Александр Николаевич и государыня императрица Мария Александровна выражали ей милостивейшее внимание, а к обители - щедросочувствие. Помимо денежных средств в 1860 императрица пожаловала в дар новой обители 'ризу и стихарь из отличного атласа, резедоваго цвета, расшитые золотом и шелками'. Такое внимание и щедрые пожертвования привели к быстрому развитию общины,довольно быстро были построены три храма. Своим указом от 28 июня 1858 года Святейший Синод преобразовал общину в общежительный женский монастырь третьего класса с именованием Сызранский Сретенский женский монастырь.

Игумения Мария, Сызранского Сретенского девичьего монастыря

Первой настоятельницей монастыря стала рясофорная монахиня Лидия Никитина, переведённая из Пензенского Троицкого монастыря в возрасте 52 лет. В 1857 году она была пострижена в мантию с именем Мария. 21 февраля 1859 года была возведена в сан игуменьи. В 1864 году Мария была награждена наперсным крестом, и получила благодарность со стороны императора. Мария возглавляла обитель до своей смерти в 1877 году. Её преемницей, занимавшей пост настоятельницы в 1878-1909 годах, стала игуменья Мария II (Мария Павлова). За свою службу она дважды была награждена золотым наперсным крестом 'За прохождение служения при одобрительном поведении с похвальным усердием и пользою'. После смерти Марии II Святейший Синод в июле 1909 года утвердил настоятельницей манатейную монахиню Арсению, возведённую в игуменьи 23 мая 1910 года. Она возглавляла монастырь вплоть до его закрытия.

Сызрань. Спуск с улицы Московской. Вид на Сызранский Сретенский женский монастырь

Спуск с улицы Московской. Вид на Сызранский Сретенский женский монастырь

Если при учреждении общины в ней находилось 16 человек: начальница, казначея и 14 монахинь, то затем число сестёр быстро росло, в 1860 году в монастыре проживало уже 124 человека. Как писал иеромонах Аполлинарий: 'Сретенский монастырь в скором времени так пополнился и округлился, что сравнялся с прочими двумя женскими монастырями Симбирской епархии - Симбирским Спасским и Алатырским Киево-Николаевским'. Монастырский устав создавался по аналогии с 'Правилами для женских православных общежитий Арзамасского, Ардатовского, Зеленогорского и Дивеевского, в Нижегородской епархии находящихся': 'Все живущие в общине должны иметь совершенно во всем послушание к начальнице. Кроме служб церковных, отправлять каждодневно утреннее и вечернее правило. Рукоделие для сестер предоставляется таким, каким они занимались доселе, смотря по способностям и приобретенному навыку. Из своих изделий ничего нельзя дарить или продавать. Живущим в обители сестрам за ограду без крайней надобности и позволения начальницы выходить строго воспрещается. Посетителей из мужеского пола вход в келию не допускать, хотя бы кто был и близкий родственник'. К нарушителям применялись различные наказания: 'Совершившим предосудительные поступки начальница делает словесный выговор наедине или при духовном отце', далее следовали более строгие: 'обличение при всех общежительницах, поставление на поклоны во время трапезы, лишение общей трапезы до вечера'. Наконец, последней мерой было 'исключение из общины во пресечение соблазна для других'. По разрешению городских властей в 1863-м году на территории Сретенского монастыря было устроено небольшое кладбище. В сентябре 1864 года число жительниц монастыря пополнилось сёстрами сгоревшего 19 августа Симбирского Спасского девичьего монастыря. В 1871 году в монастыре была открыта богадельня для престарелых, сирот из духовного звания и беспомощных вдов. Также имелись больница на 4 койки и училище, открытое удельным ведовством, в котором сёстры обучались рисованию. Действовала библиотека и, с 1857 года, архив, хранивший все монастырские документы, среди которых были два письма Александра II, двенадцать писем императрицы Марии Александровны и три письма великих князей о пожертвованиях денежных средств на обитель. Архив и библиотека размещались в помещении при тёплой каменной церкви. В 1876 году штат обители насчитывал 139 человек, а ежегодный доход составлял до 2650 рублей. Монастырь регулярно отчислял часть своих доходов на обустройство православных церквей в Туркестанском крае, на Кавказе, на нужды школ и церквей в западных губерниях России. В период русско-турецкой войны 1877-1878 годов сёстры монастыря передали в Красный крест сшитые 97 сорочек, халаты, 200 штук разного белья, 3 пуда корпии, 250 бинтов. Монахини были сёстрами милосердия в сызранском лазарете, устроенном комитетом Общества попечения о больных и раненых воинах. В 1879 году в монастыре проживало 163 человека, а в 1886 году - 225 человек, в том числе: настоятельница, 16 монахинь, 31 указная послушница, 106 послушниц, 32 старицы, неспособные к труду, 14 девочек, обучавшихся грамоте и рукоделию, 10 новоначальных сестёр и 15 человек, проживавших в богадельне. В 1886 году в монастыре появился водопровод.

Женский монастырь после пожара 1906 г.

5 июля 1906 года во время сильного городского пожара в Сызрани пострадал и Сретенский монастырь. Были уничтожены почти все корпуса и деревянная церковь. На каменных церквях сгорели только крыши. Многих монахинь принял у себя Старо-Костычевский Смоленский женский монастырь, некоторые разъехались по родственникам и знакомым. Уже в 1907 году большинство строений было восстановлено, первыми были отстроены богадельня, хлебопекарня, просфорная и игуменский корпус. К 1917 году число монастырских жительниц возросло до 245 человек.

Сызрань, Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы после пожара.

Монастырю принадлежало 449 десятин земли, из которых 410, расположенные в Сенгилеевском уезде Симбирской губернии, были получены из удельных земель по императорскому указу. Остальные были получены через пожертвования купчихи Т. С. Извощиковой и помещицы А. А. Чернковой. 207 десятин сдавалось в аренду, 203 - обрабатывали насельницы монастыря собственным трудом, 18 десятин занимал лес, 20 десятин - луга, 5 десятин занимал монастырский хутор и ещё на 2 десятинах располагались усадебный постройки и сад. Усадебная территория была окружена каменной стеной с башнями на углах. В стене находилось трое ворот. Имелись мастерские, в которых сёстры занимались вышиванием гладью, шитьём духовной одежды и белья, ремонтом обуви, живописью по дереву и бархату, чеканкой икон. По завещанию основательницы обители И. С. Извощиковой монастырю принадлежала также половина мельницы, расположенной на реке Крымза около Усиновского оврага. Мельница сдавалась в аренду и приносила ежегодный доход в 900 рублей серебром.

В монастыре было три храма. Первый был построен в 1857 году на средства, собранные крестьянином села Беклемишево К. М. Севостьяновым. Это была деревянная однопрестольная церковь во имя Пресвятой Богородицы и иконы 'Всех Скорбящих Радость'. Осенью 1857 году началось строительство каменной холодной трёхпрестольной церкви во имя Сретения Господня. Строительство велось на средства различных благотворителей: сызранского купца В. М. Сластенина, помещицы Т. А. Нечаевой, управляющего Сызранской удельной конторой Н. А. Хвостова и других. Храм был достроен и 22 июля 1862 освящён симбирским епископом Евгением: главный престол - во имя Сретения Господня, правый придел - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, левый - во имя Рождества Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Это была кирпичная крытая железом пятиглавая церковь в русско-византийском стиле, построенная по образцу петербургской церкви Екатерины у Калинкина моста, при которой имелась трёхъярусная колокольня высотой 32 метра с 12 колоколами. Главный колокол весил 104 пуда и 3 фунта и был отлит в Ярославле в 1875 году на средства купца М. Д. Сысуева. В 1866 году игуменья обратилась к епископу Евгению за помощью в строительстве нового тёплого каменного храма. В 1870 году уже был построен новый храм. Это была церковь в русско-византийском стиле: четверик, с пятью мелкими восьмигранными барабанами с шатровыми куполами. Его главный престол был освящён 4 июля 1871 года во имя Сретения Господня, из-за чего престол прежнего Сретенского храма был переименован в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Также был освящён придел во имя Тихона Задонского, находившийся в цокольном этаже. Здесь же находилась усыпальница первой настоятельницы монастыря игуменьи Марии. В 1871 году к храму была пристроена каменная богадельня.

Главными святынями монастыря были:

  • икона Божией Матери 'Всех Скорбящих Радость' - греческого письма, помещенная в серебряную ризу, украшенную драгоценными камнями;
  • напрестольный перламутровый крест в серебро-позолоченной оправе с надписью: 'Сей Святой Крест пожаловать изволил 1859 г. декабря 4 дня Высокопреосвященнейший Филарет Митрополит Московский в благословение Сызранскому Сретенскому монастырю';
  • частицы мощей, хранившиеся в напрестольном серебряном кресте и ковчеге, святых преподобных отцов Евфимия Великого, Петра Афонского, Кассиана Римлянина, святого мученика Трофима, святой мироносицы Марии Магдалины, пожертвованные монастырю благотворителями из Москвы.

Монастырь при Советской власти. Постановлением Сызранского уездного исполкома Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов от 6 ноября 1923 года монастырь был закрыт. Церкви были переданы детской коммуне беспризорников для размещения школы, библиотеки и клуба. В январе 1924 года вся монастырская мебель, предметы церковной утвари, стекло, извлечённое из иконостаса, были переданы Сызранскому музею местного края. В 1930-х годах практически все монастырские постройки были разобраны, архитектурный комплекс монастыря был полностью разрушен.

источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сызранский_Сретенский_монастырь

 

Литература:

  • Монастыри Самарского края (XVI-XX вв.): Справочник / Сост. B. C. Блок, К. А. Катренко. - Самара: Самарский. Дом печати, 2002. - С. 88-91. - 216 с. - 1000 экз.
  • Аполлинарий. Краткий очерк о почившей игумении Марии и об устроении ею Сызранскаго Сретенскаго девичьяго монастыря Симбирской епархии с ея портретом и видом монастыря. - Пенза: Тип. И. Н. Гродковского, 1878. - 22 с.
  • Сретенский женский 3-го класса общежительный монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Молчанов А. Игуменья Мария: до и после смерти: Документальный рассказ // Православная Сызрань. - 1998. - ? 4. - С. 3.