Старая Сызрань
gldddddddd ddddddd gldddddddd gldddddddd gldddddddd
   

Вознесенский монастырь.

Первые жители крепости, в основном солдаты и сержанты, приехавшие сюда из Казани, Чебоксар, Симбирска и других мест, придерживались в подавляющем своем большинстве православного вероисповедания. Поэтому почти сразу внутри крепости появилась, первая соборная церковь, во имя иконы Божией Матери "Живоносный Источник". Как свидетельствуют хроники тех лет "...Многие из солдат "стары и дряхлы", собираются постричься в иноческий чин, а постричься им негле, монастыря у них нет, а другие города удалены, и помирают многие без пострижения ...".

Сызранский Вознесенский Мужской монастырь.

Спустя непродолжительное время после основания Сызранской крепости старец Кирилл и солдаты подали прошение об открытии в городе монастыря. Позволительная грамота царей Иоанна и Петра Алексеевичей на основание Вознесенского монастыря была дана 2 мая 1685 года симбирскому стольнику и воеводе Матвею Головину и дьяку А. Яцкому. Для строительство отвели площадь '200 сажен в длину и поперек тож' на стрелке рек Сызран и Крымза. В 1686 году завершилось возведение первых построек. Но уже в 1687 году в восьми верстах ниже по течению Волги был построен городок Кашпир. Туда и перевели Вознесенский монастырь под новым именем Кашпирский Благовещенский (существовал до 1764 года). Однако не вся монастырская братия перебралась на новое место. На старом месте осталось жить несколько человек во главе со старцем Филаретом. Через некоторое время они вновь обратились с челобитной об открытии монастыря в Сызрани, в этой просьбе их поддержали горожане. И в 1691 году патриарх Адриан удовлетворил прошение, обитель вновь была открыта. В том же году 1691 году стали возводить деревянную Вознесенскую церковь. Окончательно строительство было завершено в 1694 году. Существовал монастырь на особое жалованье от казны в размере 300 рублей в год. В 1695 году Сызранский Вознесенский монастырь был приписан в Казанскому архиерейскому дому, а в 1832 году после образования Симбирской епархии монастырь перешёл в ведение Симбирского архиерейского дома, к тому же в него был переведён штат упразднённого Симбирского Покровского мужского монастыря в количестве 19 человек. В целом штат монастыря был весьма невелик, в 1739 году в нём было 14 человек, а в 1839 году - 21 человек.

Сызранский Вознесенский Мужской монастырь.

В 40-х годах ХVIII столетия здесь, в этой тихой обители, доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был некогда одним из 9 иерархов, подписавших проект петровского Духовного Регламента (Закона о церкви). При Екатерине II архимандрит Иона стал членом Святейшего Синода, но потом оступился на скользких тропах власти и был сослан в далекий Свято-Вознесенский Сызранский монастырь.

В деревянном храме Вознесения Господня хранилась главная сызранская святыня - икона Феодоровской Божией Матери, перенесенная сюда в середине XVIII столетия из Кашпира. Эта икона явилась верующим на источнике около села Кашпир, находилась там в течение 17 лет, после чего была перенесена в обитель. На месте её обретения поставили памятный знак, и ежегодно совершался крёстный ход с этому источнику. Икона сохранилась до настоящего времени, сейчас она находится в Казанском соборе Сызрани. Вскоре по переносу иконы случилось чудо. Жил тогда в Сызрани отставной дворянин Иван Васильевич Борисов. Был он человеком в годах и страдал сильной болезнью глаз, из-за которой временами лишался зрения. Будучи глубоко верующим, несколько лет упорно молился о выздоровлении образу Феодоровской Божией Матери, полностью излечился и в благодарность дал обет выстроить вместо деревянного Вознесенского храма каменный, что и осуществил.

Сызранский Вознесенский Мужской монастырь.

Позднее в 1825 году церковь была расписана крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым, а в 1855г. она получила свое нынешнее название: во имя иконы Феодоровской Божией Матери.

В 1834 году наместником монастыря стал архимандрит Герман (Похвалинский). Под его руководством велось широкое капитальное монастырское строительство, начавшееся с ограждения территории в границах жалованных земель. Было возведено здание Сызранского духовного Правления, а также построен каменный двухэтажный богадельный дом с переходом в Феодоровскому храму.

В 1852 году был освящен новый каменный храм во имя Вознесения Господня. Его венчали пять глав, покрытых белой жестью. На главном куполе находился позолоченный крест, а на малых куполах деревянные кресты, обшитые железом. В этом же году построен игуменский дом с домовой церковью, освященной в честь св. Петра и Павла, братский корпус, а в 1857 году каменная одноэтажная пекарня и каменная баня для братии. В 1855 году Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый.

Сызранский Вознесенский Мужской монастырь.

В XIX веке в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Обитель владела тремя мельницами. Монастырь владел более чем 807 десятинами земли, лесом, частью реки Сызран и торговыми лавками в городе. В нём было построено пять храмов. На территории обители хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. В 1885 году наместником монастыря был назначен иеромонах Антоний (Никольский). В 1891 году ему пожалован сан игумена, а в 1895 году – архимандрита. При нем на монастырские средства в 1895 году построено двухэтажное здание Сызранского духовного училища с общежитием для учащихся и домовой церковью.В обители имелась библиотека , в которой находилось около 300 томов, половина из которых была приобретена архимандритом Августином. Выписывались в библиотеку и духовные журналы. При библиотеке находился архив, в нем хранились копии указов и грамот с 1776 года.

Вознесенский монастырь также являлся и местом первого некрополя города Сызрани. Существовал благочестивый обычай: погребать горожан на монастырском кладбище за вклады на помин души. Последним настоятелем монастыря был архимандрит Александр, в миру Вахатов Сергей Флегонтович. Согласно архивным данным именно он в 1923 году подписал акт о роспуске монастыря. 19 февраля 1938 года в городе Куйбышеве архимандрит Александр был расстрелян. По постановлению Средне-Волжского облисполкома от 17 декабря 1928 года была закрыта Вознесенская церковь, а в начале 30-х- Феодоровская.

Сызранский Вознесенский Мужской монастырь.

В 1933 году комбинат «Союзплодовощ» взял в аренду у местных властей два храма Вознесенского монастыря. В Феодоровской церкви сначала была водонапорная башня, затем заводской гараж, а с 70-х годов – склад. В храме вознесения Господня разместили клуб. Монастырское кладбище было разорено и закатано под асфальт. Здесь построили заводские корпуса и автодорогу, соединяющую центр города с районом, который по сей день называется Монастырской горой.

 

24 июня 1996 г. архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь освятил соборный храм монастыря и совершил в нем Божественную Литургию. В монастыре поселились монахи, послушники, трудники, которые стараются вернуть обители первоначальный облик и возродить в ней истинную монашескую жизнь. Открыт Вознесенский храм, где ежедневно проходят богослужения и Таинства церкви. Здесь совершают молебны перед иконой Божией Матери 'Неупиваемая чаша', для страдающих недугами пьянства и наркомании, а также покаянный молебен для женщин, совершивших грех детоубийства во чреве своем, читается 'Неусыпаемый Псалтырь'. В 2002 году Священным Синодом на должность настоятеля монастыря утвержден иеромонах Марк (Алексеев), а в 2004 году архиепископом Самарским и Сызранским Сергием возведен в сан игумена. Именно игумен Марк начал активную деятельность по возрождению святыни Сызранского края - Вознесенского мужского монастыря. Он лично руководит всеми строительно-реставрационными работами. При монастыре действует православная библиотека. работают швейная и иконописная мастерские. Монахи обители ведут большую просветительскую деятельность. Ими реализуются различные социальные и просвятительские проекты.

Сызранский Вознесенский Мужской монастырь.

источники:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Вознесенский_монастырь_(Сызрань)

официальный сайт Вознесенского монастыря.

Открытая православная энциклопедия.

Литература:

  • Вознесенские монастыри // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Мамонова Л. На Стрелке Вознесения: (Возрождение Вознесенского мужского монастыря) // Православная Сызрань. - 1996. - N 9. - С. 1.
  • Никонорова Т. Во имя Вознесения Господня: (Из истории возведения храмов в Сызрани) // Сызрань. - 1999. - N 6. - С. 11.
  • Молчанов А. Игуменья Мария: до и после смерти: Документальный рассказ // Православная Сызрань. - 1998. - ? 4. - С. 3.
  •